Rambler's Top100

  Новости
  Дневник
  Клуб
  Типа Музыка
  Мультики
  Флэш
  Бесплатный сыр
  Азбуквы
  Сюр Приз Петровича
  Со стороны
  Рисованное
  Спасибо

 
майка от Петровича


мой e-mail
  ab@kommersant.ru

мои друзья
  Шендерович
  Жванецкий
  Вишневский

почти реклама
Проверка для настоящих парней. Повестка в военкомат.

перлодром
  крылатые фразы
  из кино и жизни

моя кнопка



без анимации



Интервью для журнала "Обучение & Карьера"

В лицо мы узнали этого человека благодаря телевизионным программам Виктора Шендеровича "Итого" и "Бесплатный сыр". Рассудительный мозговед из маленькой психиатрической больницы - его можно было бы считать удачной актерской находкой, если бы за ним не скрывался настоящий доктор, более того, даже кандидат наук. Во время эфира тоже не многие догадывались, что перед ними автор того самого рисованного Петровича, который давно является брендом издательского дома "КоммерсантЪ", лицом Банка Москвы, духом ресторана "Петрович", вообще персонажем, легко выпущенным в свет и великолепно зажившим там своей жизнью. Но вернемся к создателю.

- Андрей Георгиевич, художников-карикатуристов крайне мало, этой профессии нигде не обучают. Скажите, что все-таки к ней приводит? Ироничный взгляд на мир?

- Карикатуристом я стал далеко не сразу, хотя малевал картинки на по лях с детства, делал стенгазету, покупал книги про художников, посещал художественную студию при Дворце пионеров и побеждал на различных олимпиадах по рисованию. То есть интересовался искусством и в старших классах, даже получил предложение учиться в школе с архитектурным уклоном, но, пробыв там всего два дня, вернулся обратно, так как не мог расстаться со своими одноклассниками. Поэтому карьера архитектора не состоялась. А потом, видимо, желание рисовать соединилось с ироническим складом ума, и, уже будучи студентом Второго медицинского института, я увлекся карикатурой, правда не бросая живописи совсем. Честно говоря, не знаю, что побудило меня заняться этим делом. Читал "Литературную газету" (раздел "Клуб 12 стульев" на последней полосе) и сам начал вырисовывать человечков в смешных сценках, этакие анекдоты на бумаге.

- В "Крокодиле" вы никогда не печатались?

- Я печатал свои первые карикатуры в "Комсомольской правде" у Всеволода Михайловича Арсеньева. А "Крокодил" всегда люто ненавидел вкупе с советскими художниками, в нем работавшими. Это сейчас, спустя много лет, журнал стал мне интересен как атрибут нашей прошлой жизни: я по натуре старьевщик-архивариус.

- И знаменитый Петрович, как я понимаю, к вам пришел не сразу?

- Да, году в 86-м. И плоскостной стиль написания, по которому меня теперь узнают, я формировал, оттачивал постепенно. Сейчас меня отличает минимализм, лаконичность рисунка, в котором нет ничего лишнего. Одна лишь толстая линия, похожая на проволоку, вершит картинку, сплетаясь то в главного героя, то в вещи, его окружающие. В конечном итоге сложились определенный персонаж и мир, к котором он обитает. Мой почерк стал узнаваемым, и если разорвать рисунок, который я иной раз переделываю по пять-шесть раз, на мелкие кусочки, то по одному лишь обрывку можно будет сказать, кто автор. Более того, Петровичу удалось перешагнуть границы нашей Родины: в Венеции ему поставили бронзовый памятник, который отлил Юрий Ткаченко из Пензы. Памятник стоит в саду у почетного консула России в Венеции доктора Альберто Сандретти. Трижды я участвовал в тематических фестивалях-карнавалах в Ницце, где по эскизам художников изготавливают повозки, по тем же эскизам украшают старую площадь. Забавно наблюдать своего Петровича размноженным и сильно увеличенным в масштабе.

- Почему при всей любви к искусству вы не выбрали художественный вуз?

- Я хотел быть врачом под впечатлением книг Василия Аксенова и фильма "Коллеги", сделанного по его сценарию, а также смерти близкой маминой подруги, которой делали операцию на сердце. Меня влекла романтика белого халата.

- Разве психиатр - это романтично? Выбранная специальность никогда не мешала вам в жизни?

- Только помогала.

- Не страшно вам было делать жизнь заново, оставляя психиатрию, пациентов? И это после семи лет обучения в вузе, четырех лет занятий морской медициной, двух лет ординатуры, после написания кандидатской диссертации на тему "Выздоровление при юношеской шизофрении". Будучи старшим научным сотрудником Института психиатрии Академии наук, вы вдруг приняли решение уйти в другую область, в издательский дом "Коммерсантъ".

- Опасений не было. Я действительно долго работал в психиатрии, так как она меня занимала. Даже в медицине делал лишь то, что доставляло мне удовольствие. Потом меня увлекло новое дело, которое я захотел освоить.

- Кстати, зачем вы писали диссертацию, из амбициозных целей?

- Во-первых, обладатель научной степени всегда вызывает большее доверие, ценность его как специалиста возрастает, а во-вторых, написание диссертации учит системному подходу к материалу, работе с литературой и т. д.

- Тогда мне как врач скажите, правду говорят, что быть вечным студентом и учиться до глубокой старости полезно для клеток мозга?

- Как известно, ежедневная тренировка любой функции организма хороша, таким образом вы сохраняете ее от атрофирования.

- Какие знания вы недополучили в детстве? Хотите ли, чтобы ваш сын овладел ими?

- Я страдаю от незнания иностранных языков. Антон закончил факультет международной журналистики МГУ, знает французский, английский; немного чешский, работает в столичной газете, пишет сценарии для программы "Дачники" на Первом канале.

- А вы совсем не разговариваете ни на одном языке, кроме русского?

- На английском плохо, на бытовом уровне. Зато сейчас учу итальянский, потому что нравится эта страна, ее культура. Кроме того, много друзей там живет. А в идеале мне хотелось бы свободно общаться на двух-трех языках. Мечтаю проснуться утром и без напряжения заговорить на итальянском.

- Думаю, вы человек страстей, эмоций, для которого превалирующим является не слово "надо", а слово "хочу", верно?

- Абсолютно. Я никогда ничего не делаю по обязаловке - только то, чего хочется. Это так замечательно! Но, к сожалению, 99 % людей земного шара почему-то живут по строгому принципу "надо", и лишь счастливый 1 Соподчиняется исключительно своим желаниям, что правильно, но одновременно, конечно,, и трудно. Надо выбрать занятие, которое по душе и которое тебе будет приносить доход, чтобы не вставать каждый день на рассвете и не идти на работу, если, например, она не приносит радости. Обнаружить свое призвание чрезвычайно важно.

- К счастью, вы свой талант нашли. А нужно ли карикатуристу получать художественное образование?

- Полагаю, что необязательно. Но получить элементарные графические навыки, пусть даже не классические, необходимо. Безусловно, карикатуристу важно иметь нестандартное мышление. Художников-то много, а карикатуристов - единицы. И еще помнить, что в этом деле главное - продуктивность: не 50 картинок в год, а не менее 20 в неделю. Нужно создавать непрекращающийся поток. Вообще в этом смысле любые навыки лучше приобретать на практике, потому что можно закончить и четыре института, а ничему не научиться. Причем если точные науки требуют диплома, то до специальностей творческих можно дорасти самому. Я имею в виду профессии художника, актера, писателя, поэта. Так, я, например, знаю поэтов, не учившихся в Литературном институте, и не знаю ни одного, кто бы его закончил.

- Вы занимались и обыкновенной живописью, и ваши картины успешно продавались. Недавно вы проиллюстрировали сотней рисунков и двадцатью семью портретами писателей в ироническом ключе новый учебник русского языка для старшеклассников. Какие мотивы вас побудили к этому?

- Это не первый мой опыт в данном направлении. Участвовать в создании книг интересно и приятно, к тому же осваиваешь новые графические стилистики. Затея с учебником была изначально серьезная, некоммерческая, и делал я эту работу долго и тщательно. Ведь любая подобного рода акция работает прежде всего на твой имидж.

- Помимо того что вы врач и художник, вы еще и арт-директор ресторана "Петрович", который существует около семи лет. Вы его придумали с целью заработать?

- Деньги никогда не являлись для меня самоцелью. Так получалось: то, что я придумывал, приносило впоследствии доход. Я, если хотите, кре-ативщик. Идею "Петровича" вынашивал давно, нашел финансовых партнеров под проект, а когда мы его осуществили и ресторан стал популярен, у нас появились помощники, которые взяли на себя заботу об общей атмосфере заведения (для музыкального сопровождения я собственноручно переписывал старые песни с гибких пластинок на кассеты), о нестандартном интерьере, об оригинальной одежде официантов, о нескучном меню (сам сочинял названия блюд) - то есть о единой концепции. А мы все-таки были первыми в системе авторских ресторанов с ностальгическим уклоном. Причем не остановились на достигнутом, и спустя несколько лет открыли еще два тематических ресторана "Петрович-путешественник" и "Майор Пронин". "Петровичем" мы гордимся. На его раскрутку не потратили ни копейки, но, несмотря на это, про необычный ресторан написаны десятки статей, в том числе в иностранных журналах, путеводителях, в его интерьерах снят не один фильм и множество телевизионных программ.

- А с каким успехом шел рисованный Петрович четыре года назад по Первому каналу в программе Михаила Леонтьева "Однако"...

- Этот мультипликационный проект тоже придумал я. Шел он три раза в неделю, и впоследствии мы получили премию "Петровичу как культурному явлению" на Международном анимационном фестивале в Тарусе. К слову, здесь мы тоже отличились: никто до нас не делал в течение двух дней мультфильм на злобу дня. А сегодня мы заняты тем, что создаем на НТВ один мультик в неделю "Герасим и Муму" в программе "Личный вклад" Александра Герасимова.

- Чувствуете ли вы смущение, принимая участие в съемках телепередач?

- Естественно, поначалу испытывал некоторое волнение, но в команду попал замечательную, оттого быстро адаптировался, и тексты стали рождаться легко. Человек я легко обучаемый и мгновенно вписывающийся в ту или иную обстановку.

- Вы участвуете во многих проектах. Слышала, что, сочинив тексты, записали диск об атрибутах современной жизни: пейджерах, мобильных телефонах... А стихотвор-но-вокальными способностями вы тоже обладаете?

- Нет, стихи, музыка и пение не мое амплуа. Но я не боюсь браться за новые вещи, которые меня захватывают, не опасаюсь прослыть дилетантом. Я записывал песни со своими друзьями, с группой "Последний шанс", которые сделали мне аранжировку. Ребята считают, что у меня выходит неплохо. Я и сам замечал прогресс: первую песню закончил на двадцатом дубле, а последнюю - уже на первом. А по поводу вокала... Скажите, кто у нас на эстраде имеет хороший голос?! Так вот, я тоже пою сердцем. Возможно, когда-нибудь в будущем выпущу альбом патриотических песен.

- Вы и лифчики разрисованные демонстрируете. Это что, эпатажность?

- Я бы так не сказал. Эпатажность мне не свойственна. Просто мне показалось интересным на бюстгальтерах, на таком двоичном, философском предмете нательной одежды, отображать историю страны, виды Москвы, портреты политических деятелей и т. д.

- За что бы вы ни взялись, всегда получаете высокие награды...

- В 94-м году мне вручили "Золотого Остапа" как лучшему карикатуристу в стране, "Золотой гонг" я получил как лучший художник прессы, потом меня приняли в Академию графического дизайна, что весьма почетно, и даже выдвинули в прошлом году на Государственную премию. За учебник тоже получил диплом. А на телевидении за программу "Итого" мы удостоились "ТЭФИ". Только за диск не дали "ГРЭММИ". Хотя хотелось бы.

Елена ГРИБКОВА

 
 
 
© 1996-2004 Андрей Бильжо
© 2002 Владимир Липка, дизайн сайта

hosted by .masterhost