Rambler's Top100

  Новости
  Дневник
  Клуб
  Типа Музыка
  Мультики
  Флэш
  Бесплатный сыр
  Азбуквы
  Сюр Приз Петровича
  Со стороны
  Рисованное
  Спасибо

 
майка от Петровича


мой e-mail
  ab@kommersant.ru

мои друзья
  Шендерович
  Жванецкий
  Вишневский

почти реклама
Проверка для настоящих парней. Повестка в военкомат.

перлодром
  крылатые фразы
  из кино и жизни

моя кнопка



без анимации



Черная "Волга" для Петровича. Монолог автонелюбителя.

Андрей Бильжо - фигура культовая: известный карикатурист, придумавший знаменитого Петровича; легендарный "мозговед" из программы "Итого"; неподдельный врач-психиатр; спонтанный песенник, автор диска "Маленькие московские трагедии"; создатель ресторанов имени Петровича и майора Пронина. Великая, можно сказать, фигура, навеянная временем и пространством! Однако трудно представить ее за рулем джипа. И вообще за рулем. Потому что Андрей Бильжо - не автолюбитель, а автонелюбитель. Можно сказать - автоненавистник. А почему - это пусть он сам расскажет.

Я принадлежу к той небольшой части мужского населения, которая к автомобилям относится резко отрицательно - не восхищается работой мотора и красотой дизайна. Как художник, я могу любоваться автомобилем - только если он не ездит, а стоит. И лучше - на постаменте. Как старьевщику и любителю антиквариата, мне нравятся автомобили старые, но в хорошем состоянии. И тоже когда стоят. Как человек с психиатрическим образованием и художественно наблюдательный, я знаю про автомобили довольно много - но не про их внутренние части, а про салон и про водителей. Это потому, что как пассажир я очень много проехал на автомобилях. В основном на чужих - своя машина у меня появилась недавно. До этого просто ловил извозчиков на улице. Вступал в разговоры с водителями - представителями разных социальных и возрастных групп... Так что впечатлений накопилось много.

Например, о типологии "бомбил", которая отражает типологию всего нашего населения. Известно, что в городской природе встречаются "бомбилы" двух типов. Одни все время стоят в одном и том же месте и ждут пассажира, который заплатит им большие деньги, - на их языке он, наверное, называется лохом или идиотом. Других можно поймать, просто подняв руку. Первые мало работают, но у них есть мечта - что придет человек, и заплатит им тысячу долларов, и они провезут его от одного конца дома до другого, а потом будут опять спать. Вторые мотаются на своей машине, жгут бензин и радуются, когда им платят тридцать рублей. То же наблюдается и во всей остальной стране: одни люди ждут свою латиноамериканскую мечту, а другие вкалывают. Первые мне менее симпатичны, чем вторые.

Когда ездишь на чужих машинах, иногда попадаешь в забавные ситуации. Однажды под вечер, когда начало темнеть, я остановил на Кутузовском проспекте какой-то полуразбитый "жигуленок". Открыл дверцу, заглянул внутрь - и остолбенел: там не было водителя! Вместо него была какая-то черная дыра. Когда глаза привыкли к темноте, я понял, что за рулем сидит негр - не коричневый, а совершенно черный и в черной кроличьей шапке. Негр спросил: "Сколько?" - это слово он знал хорошо. Потом уже с сильным акцентом: "Куда ехать?" И я рискнул с ним поехать. Это был африканец, который промышлял извозом в Москве. Он знал цены, знал город и даже поторговался со мной.

В последнее время появились "бомбилы" нового поколения. Они сначала спрашивают, куда ехать, потом - сколько заплатишь, а когда ты с ними сторговался, интересуются, где это находится. Это потрясающие люди: им ничего не говорит на-

звание Большая Дмитровка, но они отчаянно торгуются. Москву они не знают до поразительной степени: приходится объяснять им, где находится площадь Маяковского. На вопрос "А вы знаете, где Красная площадь?" они отвечают: "Где-то там". Обычно это жители ближних городов Подмосковья или Рязани, но есть и москвичи из окраинных районов.

Всегда приятно ехать с человеком, который хорошо знает Москву, особенно если он немолод. Тогда можно поговорить о том, где что стояло, как раньше называлось...

Как психиатру, мне было интересно ездить с разными "бомбилами" - выстраивалась как бы галерея портретов. Когда меня начали узнавать, стало еще интереснее. Некоторые говорили, как хорошо, что я "мозго-вед", и как им нравятся наши передачи, и передавали привет Шенде-ровичу. Но деньги брали по полной программе, не делая никаких скидок. При этом могли попросить автограф.

Помню очень давний, еще до моего появления на телевидении, случай. Мы большой компанией выпивали в мастерской на "Юго-Западной"". Когда кончилась выпивка, решили доехать до магазина. Стояла зима, а я вышел из дома прямо в тапочках. За руль сел мой приятель, уже сильно пьяный. Только выехали - нас останавливает милиционер. Спрашивает, куда едем. Мы честно ответили, что за вином. А он говорит: разворачивайтесь, поедем в отделение милиции. Тут приятель сказал: "Вы знаете, кого я везу? Это Андрей Бильжо, который рисует в "Коммерсанте", автор Петровичей". Милиционер оказался читателем и поклонником "Коммерсанта", он сел за руль и привез моего пьяного приятеля обратно в мастерскую. А я в тапочках пошел за водкой.

Как художник и как психиатр я могу долго говорить про автомобильные салоны и их украшения: про иконы и фотографии девушек, про всякие пуфики, обклейку "типа под дерево".

В этом году я сам выступил в роли дизайнера транспортного средства. Правда, не совсем обычного. Это было во Франции, в Ницце. В феврале там проходит карнавал. Во время праздника по улице едут огромные платформы с различными персонажами, их делают по эскизам художников из разных стран. Я тоже прислал эскиз, и его приняли. Карнавал был посвящен переходу двенадцати стран на евро, и на моей повозке ехали двенадцать голов Петровича под одной шляпой. Получилось смешно.

Поразительна также всеобщая любовь автомобилистов к русскому шансону и блатным песням. В каждой второй проезжающей машине, а иногда и в каждой первой, звучит уголовная лирика. Эти песни считались модными в 70-е годы, потому что были запрещены, а сегодня они просто бесят и раздражают. Так раздражают, что это сподвигло меня написать цикл песен "Маленькие московские трагедии", год назад он вышел на диске.

Вообще дорога, водитель и сами автомобили отражают психологию нашего народа. Позицию силы представляют иномарки: они чаще нарушают правила и реже тормозят перед "зеброй". Автомобили вообще крайне редко уступают дорогу пешеходу, даже на переходе: пешеход олицетворяет самую слабую часть общества. Очень нам далеко до Европы, где автомобилисты уважают пешеходов! Венки и кресты на обочинах дорог наводят на философские размышления о том, что пройдет еще немного времени - и все обочины превратятся в кладбища. Слишком много у нас любителей вылезать на встречную полосу. Хамство на дорогах бесконечно, поэтому даже если едешь, соблюдая все правила, ты рискуешь жизнью. Никто не застрахован от того, что навстречу выскочит самоуверенный жлоб и идиот и все закончится венком на обочине.

Из всего этого складывается моя нелюбовь к автомобилям. Плюс смог от выхлопных газов, из-за которого в городе нечем дышать.

Мой любимый город - Венеция. Не только потому, что она прекрасна. Там еще и нет автомобилей! Там пахнет не выхлопными газами, а морем, там нет этого бесконечного шума, там слышен плеск воды и стук женских каблуков...

Честно говоря, мне жутко скучны разговоры о машинах - когда в мужской компании начинают обсуждать коленвалы и колеса, как будто не существует других тем. Автомобиль - это все-таки средство передвижения, и нужен он для удобства и для того, чтобы экономить время.

Поэтому я хотя и не автолюбитель, но автовладелец. Не так давно я купил машину, черную "Волгу". Не знаю, какой модели, - просто черная "Волга". Это моя ностальгия по быту, что-то очень московское. В этом есть и некая игра: я играю в "начальника в черной "Волге". Мне в ней удобно: возит меня шофер, а я сижу на заднем сиденье, читаю или пишу.

Машина - это вообще удобно. Если, конечно, не стоять в пробке. Когда мы застреваем, я выхожу и иду пешком или еду на метро. Однажды я ехал на "леваке", и мы застряли в пробке на набережной. Я заплатил деньги, выпрыгнул из машины, перебежал дорогу, вскочил в речной трамвайчик, сел на корме, взял бутылку пива и спокойно доехал домой, до Киевской. Получил удовольствие от Москвы, от воды и от бутылки холодного пива.

А быть заложником хамов, сидеть за рулем в пробках, нервничать, вступать в конфликты с гаишниками - это все абсолютно не для меня!

Записала Ольга СОЛОВЬЕВА.

 
 
 
© 1996-2004 Андрей Бильжо
© 2002 Владимир Липка, дизайн сайта

hosted by .masterhost